История учреждения

Эта история началась с 1949 года, когда приказом Московского городского отдела народного образования было решено открыть новую мужскую среднюю специальную школу с преподаванием ряда предметов на английском языке. Этой школе было присвоено имя "Средняя специальная школа "№ 1" .

Вот что написал о нашей школе выпускник 1986 года, журналист "Комсомольской Правды" Максим Токарев: "У атомных бомб и языковых спецшкол, созданных в СССР в конце 1949 года, был один «крестный отец» - Комитет информации (КИ), объединявший тогда МИД, военную и политическую разведку. Им руководил Андрей Вышинский, слывший самым образованным приближенным Сталина и хорошо понимавший растущую потребность СССР в знатоках западных наречий. Весной 1949 года Вышинский, заручившись одобрением Сталина, приказал министру образования СССР Кафтанову в порядке эксперимента открыть в Москве и Ленинграде по одной средней школе с углубленным изучением английского языка. Он же лично одобрил кандидатуру первого директора. Им стал Дмитрий Николаевич Таптыков. Первую команду учителей Таптыков набрал из педагогов с опытом работы в школах при советских миссиях за границей. Их будущих учеников со 2-го по 6-й классы отбирали до конца 1949 года по конкурсу в лучших школах Москвы. Заседание комитета комсомолаВ их число попали сыновья членов сталинского Политбюро Маленкова и Кагановича, министра финансов Дымшица и первого замминистра иностранных дел Малика, генерала разведки Судоплатова и партизанского генерала Вершигоры.
Впрочем, в первом наборе «спецшкольников», как и во всех последующих, хватало ребят и из простых московских семей. Так что с самого начала в школе № 1 установился дух подлинного равенства, чуждого снобизму и зависти. Более того, многие родители с громкими именами помогали педагогам воспитывать их учеников разносторонне образованными и подлинно культурными людьми.
Не случайно один из выпускников «единички», Святослав Бэлза, назвал ее «лицеем, почти как в Царском Селе».
В 50-е годы помимо углубленного изучения английского языка и навыков технического перевода, на Урок физикианглийском преподавались история, география, литература и др. предметы. Учиться было конечно трудно, еще и приходилось ездить в Сокольники из разных концов Москвы, но в школе было очень интересно, поэтому никто не уходил. Выпускник Валерий Витальевич Васильев рассказывал, что поначалу ездил в Сокольники очень неохотно - и вставать приходилось рано, и ребята все чужие, но потом увлекся и школу закончил с золотой медалью. Первый выпуск состоялся в 1954 году.
Достопримечательностью школы является сад, а с 2003 года и парк, созданный на базе прилегающего сквера. В 1950 году в саду и вокруг школы были посажены яблони. Их сажали отличники под руководством учителя биологии Корчагиной Веры Александровны (кстати, являющейся автором прекрасного учебника по биологии для средней школы). Каштаны у старой школы были посажены ребятами выпуска 60-х годов.
После отмены постановления о раздельном обучении в 1954 году в школу пришла первая девочка-Лена Голубева. Потом с каждым годом девочек становилось все больше и, в основном, они заканчивали школу с медалями. Мраморные доски на первом этаже с золотым и серебряным теснением увековечили фамилии всех медалистов.
С середины 60-х годов к достоинствам школы добавилось специализированное трудовое обучение. Мальчики осваивали токарные и сверлильные станки, девочки шили. Экзамены по кройке и шитью принимали представители ателье-люкс. Золотую медаль могла получить только выпускница, отлично сдавшая портняжное мастерство.
К 25-летию школы были впервые проведены встречи первых выпускников, ставшие потом традицией. Было очень итнересно наблюдать как взрослые "дядечки" рассаживаются за парты, играют в баскетболВыпускники 1954 года в спортивном зале, вспоминают о своих проделках в школе, с любовью и нежностью говорят о своих учителях.
Ярким воспоминанием для выпускников конца 60-х годов стал "Звездный поход", организованный для школьников Москвы к 50-ой годовщине Октябрьской революции. Две недели с палатками и спальными мешками в рюкзаках шли ребята по лесам и дорогам Подмосковья к намеченному месту сбора. Там состоялся слет и пионерский костер.

Особое внимание уделялось интернациональной работе, проводились встречи с иностранными делегациями Великобритании, США, Дании, Австралии и многих других стран, велась переписка со школами других стран. В школе хранится книга отзывов, в которой записаны впечатления представителей делегаций посетивших школу. Делегация из ВеликобританииВторым домом называли тогда "Дом Дружбы", ведь проходили две-три недели и юных "англичан" вновь приглашали туда выступать с концертами.

Жизнь школы - это не только уроки, это пионерские сборы, комсомольские собрания, сбор металлолома, экскурсии и поездки. Все это было и в нашей школе. В 70-е годы было введено преподавание военного дела и к нам пришел Морозов , фронтовик, воевавший в составе 5-ой танковой армии. Он стал инициатором создания в школе музея боевой славы, а затем его руководителем. Ребята встречались с ветеранами армии собирали фотографии, карты, фронтовики дарили в музей свои личные вещи, сохранившиеся с войны: танковые шлемы, каски, ложки. Постепенно была собрана огромная коллекция, которая была размещена в одном из кабинетов школы. Ребята были экскурсоводами и проводили экскурсии для гостей школы, для учеников других городов, приезжавших к нам по обмену. На совете музея ученики вместе с учителями решили поставить памятник во дворе школы. Деньги собирали в течении нескольких лет. Собирали металлолом, макулатуру, устраивали ярмарки, Ярмаркана которых продавали поделки сделанные своими руками, рисунки, пекли пироги и торты. Родители тоже не остались в стороне. Вместе со своими сыновьями и дочками они участвовали в ярмарках, на которых не только проходила торговля, но и устраивался концерт, отовсюду звучали шутки и смех.

В конце 70-х ученики вместе со своими учителями стали совершать дальние поездки по стране. Например классы Цветковой В.Я. объехали всю страну. Это Волгоград и Севастополь, Тбилиси и Ереван, Пятигорск и Донбай, Молдавия и Баку, Курская дуга и другие города. После своих поездок ребята выпускали газеты, устраивали вечера, на которых делились своими впечатлениями. В те годы школа прославилась своей пионерской и комсомольской организацией, которой руководила Люда Канашкина. В 1982 году школу наградили грамотой за организацию содержательной туристско-краеведческой и экскурсионной работы учащихся школы.
Под руководством Зуйковой (Градополова) Светланы Анатольевны, учительницы русского языка и литературы, кстати нашей бывшей выпускницы , был создан школьный театр. Она написала сценарии постановок о Лермонтове, Тургеневе и Гоголе, постановку "Сокольническое поле" об истории Сокольников. Сама была режиссером, сценаристом, костюмером. Ребята с увлечением репетировали и выступали на школьных вечерах и конкурсах.


История - это прошлое, увиденное из настоящего. Перестройка, развал Советского Союза стали тяжелым временем для страны. Перед учителями, родителями встали серьезные вопросы нравственного воспитания детей. И было решено провести серию фестивалей под общим названием "Тебе наше сердце, Россия". Первый этап фестиваля состоялся в 1989-1990 уч. году. На фестиваль приезжали школьники из Белорусии, Литвы, Молдавии, Украины и др. мест. Москвичи рассказывали о своей школьной жизни, ходили вместе с гостями в музеи и театры, устраивали встречи с интересными людьми, а в конце фестиваля устраивался большой концерт.

В конце 1980-х годов школа сама стала жертвой «борьбы с привилегиями столичной номенклатуры». В то время ее название лишилось приставки «спец», а номер поменяли с «1» на «1282». Но неизменным остался прежний школьный дух. 12 апреля 1988 года впервые прошел "День самоуправления". Директора, завуча, учителей заменили в этот день ученики старших классов: сами проводили уроки и ставили оценки, сами решали административные вопросы.

На протяжении почти 10 лет в школе продолжался фестиваль. Для каждого года была выбрана интересная тема: "Наши деды-славные победы" (к 50-летию Победы), "Гордо рейся, Андреевский флаг" (к 300-летию Российского флота), "Наша древняя столица" (к 850-летию Москвы), "Края Москвы, края родные" (к 200-летию со дня рождения Пушкина), "Сокольники-жемчужина Москвы". В подготовке последнего участвовали родители, бабушки и дедушки, старожилы района. Они приносили предметы старины (на школьных ярмарках всегда работал музей "Предметы старинного быта"), рассказывали о прошлом, писали сценарии и режиссировали постановки старинных обрядов, традиционных посиделок в дни празднования Широкой Масленицы. В те годы ученики вместе со своими учителями совершали походы и поездки по городам Подмосковья и страны, изучали историю родного города и своего района. "В школе было здорово",- говорят выпускники тех лет, - "постоянно происходило что-то интересное, может быть мы так дружны до сих пор, потому что вместе с любимыми учителями были не только на уроках, но и решали совместные дела".

В 2004 году при поддержке бывшего выпускника школы Евтихиева Н.Н. было построено новое современное комфортабельное здание. В нем есть большой актовый зал, два спортивных зала, конференц-зал и большие кабинеты, оборудованные всем необходимым для проведения лабораторных и практических работ.

Конференц-зал

Жизнь школы сегодня не менее интересна, чем 50 или 60 лет назад. Мы с первого класса учим английский, а с 5-го класса и немецкий языки. Очень интересно в школе проходят предметные недели. На неделе "русского языка и литературы" устраиваются КВН-ы, поэтические конкурсы; на неделе "естественно-математического цикла" ученики 5-11 классов участвуют в конкурсах "Своя игра" и "Веселые старты".

Высокий уровень подготовки учеников, которым славилась наша школа долгие годы сохраняется и сегодня. Это доказывают наши выпускники, впервые в 2009 году сдававшие экзамены в форме ЕГЭ по всем предметам и поступившие в различные ВУЗы Москвы в полном составе.

Каждый год в октябре для первоклассников проходит праздник "Посвящение в первоклассники". Это торжество со сказочным представлением, которое готовят пятиклассники, а затем и "первоклашки" показывают свой концерт. На этот праздник приходят мамы и папы, дедушки и бабушки будущих "академиков". В начальной школе много традиций: это и праздник-сказка "Прощай азбука"; а для учеников 4-х классов праздник "Малый выпускной".

Давней школьной традицией является митинг и возложение цветов к памятнику погибшим воинам. Это происходит два раза в год: к 23 февраля и ко дню Победы. К нам приходят ветераны войны и на "уроках мужества" рассказывают о славных подвигах своих однополчан, о трудных годах войны, о долгожданной победе, а потом мы приглашаем их в наш актовый зал и показываем им концерт.

В 2004 году в школе был создан театр на английском языке под руководством Гургенидзе И.А. Это мини-спектакли по произведениям английских писателей Бернарда Шоу, Джейн Остин, Оскара Уайлда. В деятельности театра принимают активное участие ученики 5 - 11 классов. В 2008 году театральная постановка "Дом, где разбиваются сердца" занял 1 место на окружном фестивале искусств.

Идеальный муж

После уроков мы не торопимся домой, потому что в школе работают различные кружки и спортивные секции. Многие ребята участвуют в проектной деятельности, представляют свои работы сначала на школьной конференции, а затем и на окружных и городских конкурсах.

Одним из любимых занятий для нас являются занятия спортом.

История корпуса 364 школы

Школа № 364 построена в 1935 году. В 2009 году коллектив въехал в новое здание (после капитального ремонта). 16 февраля 2011 года школа была реорганизована путем слияния с ГОУ СОШ №1036 и образовалось новое юридическое лицо – Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №364. ГБОУ СОШ № 364 имеет два здания и в своей структуре - дошкольное отделение, которое начнет функционировать с 2011 года. Общая численность сотрудников школы – 111 человек, из них 6 внешних совместителей, учителей – 62, из них 14 – выпускники нашей школы. Работают 3 семейные династии, есть ветераны, которые работают в школе более 40 и 50 лет. В школе 24 учителя - « Отличники народного просвещения», два – «Заслуженный учитель». За время работы в школе сложились свои традиции.

С 1973 года открыт и работает школьный музей « Боевой славы 79ГМП». Солдаты полка начинали свой путь в 1941 году из стен школы и дошли с боями в 1945 году до Берлина. Музей имени летчика Чинарьяна находится в здании школы по Сокольническому валу, д.28. В школе с 1980 года работает Клуб интернациональной дружбы. Основное направление - создание « Общества друзей Польши». По традиции школа ежегодно выезжает с делегацией школьников и учителей в Польшу, а также принимает польских друзей у себя в школе. Школа сотрудничает с Московским Государственным Университетом Приборостроения и Информатики, МИФИ, Московским Государственным Техническим Университетом им. Баумана, Московским Городским Педагогическим Университетом. Наши выпускники становятся студентами этих вузов. Студенты факультета иностранных языков МГПУ каждый год проходят педагогическую практику на базе нашей школы. Каждый год по целевому набору наши выпускники направляются учиться в педагогические вузы. В школе уже работает 14 учителей - выпускников школы. Каждый год среди выпускников есть серебряные и золотые медалисты и выпускники 9 класса, имеющие аттестат об основном общем образовании с золотым теснением. На базе школы много лет работает детский оздоровительный лагерь.

Во второй половине дня учащиеся занимаются в 34 объединениях дополнительного образования различного направления (лицензия имеется на все 9 направлений), например, спортивные бальные танцы, ритмика, хор, карвинг, бисероплетение, военно-патриотический клуб «Русичи», « Катюша» и.т.д. Коллективы дополнительного образования успешно выступают на городских, окружных и международных конкурсах и занимают призовые места. Школа сотрудничает со многими учреждениями района Сокольники и Восточного административного округа. ГБОУ СОШ №364 имеет лицензию на право осуществления следующего вида деятельности: основная общеобразовательная программа дошкольного образования, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, по программам дополнительного образования естественнонаучной, культурологической, научно-технической, туристско-краеведческой, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, эколого-биологической, социально-педагогической, социально-экономической направленностей.